Поморская панка. Не просто кукла.
В творчестве мастерской "Лесная хижина" особняком стоят куклы "панка". Потому что невозможно словами описать энергетику, возникающую при их изготовлении, а также от отзывов людей, которым тоже не безразлична их удивительная аура.
Деревянные антропоморфные куколки "панка" - уникальное явление поморской культуры Русского Севера. Их внешний вид напоминает древних столпообразных идолов с архаичными чертами народной скульптуры. Поморы вырезали их в свободное от рыболовного и зверобойного промыслов время, когда им приходилось жить на тонях и становищах. Как правило, панки изготовляли цельными из различных пород дерева: сосны, березы, ольхи, осины. Топором вырубали основные контуры объемной фигуры, затем ножом придавали более четкие формы.
Деревянные антропоморфные куколки "панка" - уникальное явление поморской культуры Русского Севера. Их внешний вид напоминает древних столпообразных идолов с архаичными чертами народной скульптуры. Поморы вырезали их в свободное от рыболовного и зверобойного промыслов время, когда им приходилось жить на тонях и становищах. Как правило, панки изготовляли цельными из различных пород дерева: сосны, березы, ольхи, осины. Топором вырубали основные контуры объемной фигуры, затем ножом придавали более четкие формы.
Первоначально такими куклами не играли; их ставили в качестве оберега на перекрестках дорог, помещали в "красный угол" (позже, к иконам), где они выполняли своеобразную функцию охраны жилища, семьи и рода от злых духов, бед и несчастий.
В качестве орнамента на куклах выжигали или вырезали различные обережные или обрядовые символы языческой мифологии, в том числе - символы божеств славянского пантеона.
Считалось, что кукла-панка является оберегом для того, кому предназначена и могла сопровождать своего "хозяина" всю жизнь, являясь как бы его аватаром, принимающим на себя все невзгоды, одновременно выполняя функции того божества, символ которого нанесен на кукле. Именно поэтому кукла канонически выполнялась без лица, чтобы через него нежелательные силы не могли воздействовать на человека. Ног у куклы тоже не было: чтобы не ожила и не сбежала от своего "хозяина", который одновременно считался ее подопечным.
Только к концу XIX века куклы панка стали иногда использовать в качестве детских игрушек.
О поморских куклах панках написано очень много интересных фактов и сведений, которые без труда можно найти в соответствующих источниках о культуре и традициях Русского Севера.
Своих панок автор выполняет строго придерживаясь этнографических канонов - без использования какого-либо механического инструмента, веря в то, что только таким образом можно донести аутентичную красоту этих изделий, их дух, их несгибаемую силу. Тысячу миллионов раз автор бил себя по рукам, когда возникал соблазн стилизовать куклу-панку под тенденции современного искусства: например, с длинными ножками, мелкими резными деталями, разноцветную как китайская матрёшка, и прочими интерьерно-потребительскими прелестями. Автор придерживается концепции, что Панка - это не слоник на подоконник и не декорация в кабак... Панка - это проводник между тем и этим миром, помощь и защита, вера и надежда. Так верили те, кто многие столетия назад делал их во время рыбацких зимовок на островах Белого Моря, вдали от родного берега. Поэтому в мастерской "Лесная хижина" никогда не будет крашеных, прилизанных панок в стиле "а-ля рюс", а будут простые, корявые, топориком и ножичком деланные - с душой и большим уважением к прошлому.
